1827 год. Пушкин возвращается в Москву. Но Москва не та, да и сам поэт не тот, уставший от жизни, от бесконечных скитаний. Ему скоро 30 лет, но нет семьи, дру-зей. Встреча с Анной Олениной возвращает его к жизни.
Пушкин помнил дочку Олениных, Анечку, ещё девочкой, когда ей едва перевали-ло за первое десятилетие. А теперь он увидел  двадцатилетнюю красавицу, умную и блестящую. И, увидев её, влюбился.
Красавице льстило, что гений припал к её ногам. Пушкин сделал предложение, но получил отказ.
Поэт страдал. С его – то гордостью – получить отказ! Пушкин замкнулся, не-сколько месяцев ничего не писал. И как итог этой неразделённой любви – бессмерт-ные строки…
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
И уже не важно, Олениной ли посвящены эти гениальные строки, другой ли…
С годами к Пушкину приходит понимание гуманной основы любви.
Это стихотворение передаёт переживания лирического героя, который расстаётся  с любимой женщиной. Это один из самых грустных моментов любви. Именно тогда в человеке нередко просыпается обида, ревность, мстительность. Но ничего этого в стихотворении нет. Есть только вполне естественная печаль, вызванная расставани-ем с женщиной, любовь к которой “угасла не совсем”, благодарность за те счастли-вые мгновения, которые она ему подарила, и искреннее пожелание когда-то  люби-мой женщине счастья и любви с другим.
Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что на-стоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелатель-ность, благородство.

Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пуш-кина.
По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатой любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем все-объемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года.
“Когда я увидел её в первый раз, я полюбил её, голова моя закружилась”.
Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение.
“Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, -  она почти моя”.
Наконец, 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Пуш-кин и Натали были обвенчаны…
Поэт счастлив, вводя в свой дом красавицу – жену.
     Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении “Мадонна”, по-свящённом Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображённом на картине, поэт узнаёт прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благо-дарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.
“Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.’’                                           
“Жена моя прелесть, и чем далее я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание.”
Несмотря на долги, вынужденные разлуки Пушкин счастлив.
“Моё семейство умножается, растёт, шумит около меня. Теперь, кажется и на жизнь нечего роптать и старости нечего бояться.”
Закрыта последняя страничка поэтического дневника Александра Сергеевича Пушкина.
Почему же нас так привлекают эти стихотворения, хотя прошло уже более ста лет с момента их написания?
Возможно, многообразием тем, многоликостью души автора, поэтическим язы-ком, и, конечно, огромным чувством любви – одним из самых светлых и прекрасных чувств, испытанных и пережитых поэтом. Оно дарило ему и радость, и восторг, и печаль, и ревность, и грусть. Любовь – это прекрасное животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты, а красота для Пушкина – святыня.
Поэт беззащитен перед красотой. Его сердце отзывается на неё восторгом.