Самой известной в Петербурге и вместе типичной петербургской гостиницей была гостиница Демута, или Демутов трактир. Основанная в 1770 году неким Филиппом-Якобом Демутом, купцом из Страсбурга (а быть может ещё его отцом, приехавшим в Петербург в 1760-х годах), гостиница эта вскоре была единогласно признана одной из лучших в городе. Успехом своего дела Демут, несомненно, в немалой степени был обязан чрезвычайно удачному выбору места: на набережной Мойки, в нескольких шагах от Невского проспекта. Поначалу Демутов трактир был невелик - всего шесть номеров. Затем здание перестроили. Оно заняло обширную площадь от набережной Мойки до Конюшеннной улицы, куда выходил другой его фасад; номеров в трактире стало более пятидесяти, и при том - на все вкусы и средства. Были номера из одной и двух комнат, с окнами в тёмный грязный двор. Были номера, состоявшие из анфилады покоев, с окнами на Мойку и Конюшенную.
25 мая 1825 года в трактире Демута поселился приехавший в Петербург после ссылки Пушкин. Он занял “бедный номер, состоявший из двух комнаток”. В той части номеров, которые обращены были окнами во двор, к северо - западу. На экземпляре “Цыган”, подаренном Анне Павловне Керн в начале 1828 года, поэт написал: “Её превосходительству А.П.Керн от господина Пушкина, усердного её почитателя. Трактир Демут №10”. Этот адрес значится и в документах неотступно следившей за поэтом полиции.
Летом 1827 года Пушкин заканчивает здесь шестую главу “Евгения Онегина”, держал корректуру второй главы, печатавшейся в Москве, готовил для представления НиколаюI поэму “Граф Нулин”, “Отрывок из Фауста”, “Песни о Стеньке Разине” и другие произведения.
В гостинице Демута осенью 1828 года была написана Пушкиным историческая поэма “Полтава”. Со слов самого Пушкина современник рассказывал: “Это было в Петербурге. Погода стояла отвратительная. Он уселся дома, писал целый день. Стихи ему грезились даже во сне, так что он ночью вскакивал с постели и записывал их впотьмах... Таким образом слагались у него сотни стихов в сутки. Иногда мысли , не укладывавшиеся в стихи, записывались им прозой. Но затем следовала отделка, при которой из набросков не оставалось и четвёртой части... Он кончил “Полтаву”, помнится, в три недели”.
Снова жил Пушкин у Демута в 1830 году, а затем в 1831-м -несколько дней, - приехав в Петербург с молодой женою. С осени этого года Пушкин вновь становится петербуржцем - живёт в столице уже постоянно.
В ноябре 1836 года первый паровоз побежал по рельсам. Уже строили в Петербурге первый, поначалу деревянный, Царскосельский железнодорожный вокзал. Уже дымящие пассажирские пароходы - пироскафы, как их тогда называли, совершали регулярные рейсы между Петербургом и Кронштадтом.
“Железный” XIX век вступил в Петербург. XIX век начинался не только, как железный, но и как электрический. Достижения науки сулили немалые практические выгоды. Росла промышленность. В конце 1830-х годов в Петербурге насчитывалось около 150 заводов и фабрик.
Из всех отраслей промышленности Петербурга быстрее прочих развивалась полиграфия - отрасль, без которой был не мыслим самый “просвещенья дух”, невозможен существенный прогресс науки, невозможны чудеса техники. В 1820 году в Петербурге работало около тридцати типографий и литографий, в 1838 году их было уже семьдесят семь. Быстро росло количество книжных лавок.
Посредник между литературой и публикой - издатель и одновременно книгопродавец, начинает играть заметную роль в культурной жизни столицы. Книжная лавка становится не только помещением, где торгуют книгами, но и своего рода литературным клубом, где писатели толкуют о словесности между собою и читателями. Появление в книжной лавке каждого нового произведения Пушкина приводило в волнение весь грамотный Петербург. При жизни Пушкина было издано несколько десятков тысяч экземпляров его произведений, не считая публикаций в журналах и альманахах. Почти все экземпляры пушкинских книг были отпечатаны в Петербурге, большая часть их попала в руки читателей именно в петербургских книжных лавках.
Пушкин был не только велики поэтом - это не только гениальные стихи, - это новый литературный язык. Пушкин стал центром духовной жизни эпохи. Внешним выражением этого была та беспримерная популярность, которой пользовался Пушкин у современников. Не только для всей читающей России, но и для тех, кто никогда не прочёл ни одной его строки, имя его было синонимом слова “поэт”.
Не только в своих стихах Пушкин выразил целую эпоху в жизни русского общества, но и личность поэта на протяжении двух десятилетий была в центре общественной жизни страны. И гибель Пушкина стала одним из значительнейших событий русской истории.